Крымский клуб биоэтики и экологии

темы раздела

книжная полка
наш журнал
конференции
рефераты
биоэтические бои
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
экология крыма
рефераты
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
конференции
аспиранту
университет
ссылки по теме

Доктор медицины, монсеньер Жак Судо

От оплодотворения in-vitro до клонирования

"Лучший мир" уже начался?

25 июля 1978 года в Oldham, Англия, родилась Louise Brown - первый ребенок, который был зачат вне материнского организма при помощи искусственного оплодотворения in-vitro ("в пробирке"). С тех пор во всем мире тысячи детей появились на свет таким же способом. На протяжении последних двадцати лет были разработаны различные методы "искусственного оплодотворения", которые позволяют провести зачатие путем слияния женских и мужских половых клеток при помощи биомедицинского вмешательства. Эти методы совершили настоящий переворот как в поисках решения проблемы бесплодия, так и в самом взгляде на размножение человека.

В прошлом году имело место иное революционное событие в мире искусственного размножения: рождение овцы "Dolly" в Roslin Institute, что в Edimburg. Это первый в истории успех настоящей клонации. Но, в действительности, клонация, поднявшая так много шума, не так далеко отстоит от оплодотворения in-vitro, к которому все уже давно привыкли.

Предлагаем ознакомиться с этими технологиями в рамках проблемы искусственного оплодотворения, с целью понимания одного при помощи другого, и уточнения их общей этической проблематики.

Оплодотворение in-vitro

Сегодня FIVET (оплодотворение в пробирке с последующей трансплантацией эмбриона) демонстрирует то критическое положение, когда наука и технология - с одной стороны, и этика - с другой, находятся в состоянии довольного трудного противостояния.

А. Методология

При помощи искусственной стимуляции яичника (напр., при помощи хломифена цитрата) вызывается овуляция с возникновением большого количества яйцеклеток, которые затем изымаются и оплодотворяются искусственным путем.

Из'ятие яйцеклеток производится при помощи лапароскопии или трансвагинальной пункции. Яйцеклетка, высаженная в питательную среду, помещается в большое скопление сперматозоидов, и с этого момента можно наблюдать различные фазы оплодотворения in-vitro. Для пересадки в полость матки избираются эмбрионы, развитые до состояния 4-8 клеток, что соответствует 48-ми часовой инкубации in-vitro. Пересаживают только от 3 до 4 эмбрионов.

Остальные, называемые "сверхчислом", замораживают для того, чтобы в случае неудачи повторить весь процесс. По желанию родителей, сохраняемые таким способом эмбрионы могут быть употреблены и для вызова последующих беременностей.

В настоящее время считается, что лишь 15% произведенных в мире FIVET доводится до конца.

Б. Гомологические проблемы, касающиеся гомологической FIVET

Само собой разумеется, FIVET поднимает множество этических проблем.

1. Разрыв между совокуплением и зачатием

Первой этической проблемой, которую нужно иметь ввиду, обсуждая данную тему, является влияние на саму половую сферу человека: зачатие отрывает эмотивно- единительную сторону полового акта от его физиологической, детородной функции.

Вся личность в ее полноте участвует в деторождении, поэтому зачатие является "актом" всей личности и всей семейной пары. Для того, чтобы прожить этот момент во всем его глубоком человеческом значении, необходимо, в первую очередь, свободное и сознательное единение личностей родителей. Оторвать деторождение, биологический компонент, от эмотивного или духовного - означает причинить большой урон участвующей в нем личности, вводя противоестественное ей внутреннее разделение.

Половой акт является единым целым и не может быть разделен: половой акт об'единяет супругов (физиологически, аффективно, и как личностей) и, в тоже время, открывает им возможности деторождения. Отделение об'единяющего момента от зачатия разбивает, по своей сути, единство любви и жизни, которое выражается супругами в момент их полового совокупления.

К этому нужно добавить еще следующее. В FIVET зачатие производит некто вне брачной пары. Внетелесное зачатие является несупружеским - как в плане действующей причины, так и прямой ответственности. При этом все, что остается от участия супружеской пары - так это лишь генетическое наследство, желание иметь ребенка и беременность матери.

2. Уничтожение эмбрионов

Уничтожение эмбрионов во время проведения FIVET переходит всякие границы. Утрата эмбрионов достигает 93-94%.

Эта утрата начинается с момента синхронной имплантации многих эмбрионов для того, чтобы увеличить вероятность успеха. В лучшем случае, из нескольких выживает лишь один. Таким образом, FIVET с самого начала несет в себе абортивную идеологию: для того, чтобы имплантировать один, спокойно и преднамеренно уничтожается 8-9 эмбрионов.

Утрата эмбрионов происходит при получении их "сверхчисла" с последующим замораживанием. Считается, что из всего числа законсервированных эмбрионов лишь 3-5% могут развиться и дать рождение ребенку.

Если это замороженное "сверхчисло" не используется супружеской парой, то эмбрионы должны быть уничтожены спустя 10 лет их хранения, так как после этого времени качество консервации больше не гарантируется (французское законодательство предусматривает такое уничтожение уже после 5-ти лет хранения). Так, 1 августа 1996 года в Великобритании было уничтожено 3300 эмбрионов, поскольку вышел срок их давности.

Ученые добиваются возможности употребления этих эмбрионов для проведения различного рода экспериментов. В Англии на каждый эмбрион, что дает рождение ребенку, приходится 4, использованных как материал для исследований.

"Сверхчисло" эмбрионов часто употребляется в качестве доноров эмбриональной ткани для попыток лечения с ее помощью различного рода заболеваний (напр., болезни Паркинсона).

3. Усыновление эмбрионов

Усыновление эмбриона могло бы быть этически приемлемым в качестве возможного варианта на пути решения судьбы замороженного их "сверхчисла", обреченного на уничтожение. Но это не уменьшает фактической незаконности FIVET. Даже если женщина с милосердием готова принять эмбрион для того, чтобы спасти человеческую жизнь, этот акт полностью не исправляет совершенного злодеяния, поскольку речь идет о незаконном оплодотворении. Конечно, цель спасения человеческой жизни могла бы оправдать факт такого усыновления. Но нельзя сравнивать имплантацию эмбриона с усыновлением рожденного ребенка: в случае FIVET, зло "продуцирования эмбрионов" в их "сверхчисле" было предвиденным, запланированным и принятым всеми теми, кто был соучастником этого процесса. Проблема сама по себе включает прямую моральную и материальную ответственность супружеской пары, которая запросила проведения FIVET, врача, который его проводил, и самого государства, которое разрешило подобную практику.

4. Так называемая эмбриональная редукция

По причине синхронной имплантации нескольких эмбрионов и их протоконтроля, FIVET вызывает множественные беременности. При наличии подобных беременностей существует своего рода искушение провести уменьшение количества эмбрионов, то есть провести селективный аборт. Таким способом снижается риск возникновения различного рода осложнений протекания беременности, и увеличивается вероятность выживания остальных эмбрионов. То есть метод, призванный "дать жизнь", в конце концов вызывает смерть.

В. Различные возможности FIVET

1. Гетерологическое FIVET

Можно провести FIVET, используя гаметы доноров (в основном, сперму), но часто - и яйцеклетки. Очевидно, что такого типа зачатия, называемые гетерологическими, приводят к возникновению многих проблем этического характера:

не соблюдаются брачные узы;

не соблюдается право будущего ребенка родиться в браке, вследствие об'единительного деторождающего акта собственных родителей.

Таким образом, при FIVET затруднено определение таких основных межличностных связей, как кровное родство, понятие о родителях и родственниках.

2. Предимлантационная диагностика

FIVET ведет к риску эугенетического отбора, что проявляется в тенденции к продлению периода выращивания эмбрионов in-vitro более чем на 48 часов для того, чтобы иметь возможность лучшей селекции эмбрионов и уничтожения тех из них, которые являются носителями какой-либо генетической аномалии.

Г. Комментарий

Этот список проблем, связанных с осуществлением сегодня уже широко распространенного оплодотворения in-vitro, можно бы продолжить, имея ввиду такие аспекты, как медицинизация половой жизни супругов, неблагоприятное влияние FIVET на здоровье матери, неуверенность в полноценности ребенка, который рождается вследствие применения такого рода технологии, эугенетичная селекция эмбрионов, употребление "наемной матери", донорство эмбрионов, и т.д. Отметим лишь, что этот метод, при всей его привлекательности, с его азартом технического и гуманитарного успеха, явился, судя по последствиям, настоящим "троянским конем", который подготовил общественное мнение к принятию самых крайних видов искусственного размножения человека. Одним из них и является клонация.

Клонация

Рождение овцы Dolly, об'явленное I.Wilmut и K.H.S.Campbell в журнале "Nature" 27 февраля 1997 года, произвело на всех огромное впечатление. Эта овца родилась при помощи техники так называемой "пересадки ядра". В некотором смысле, Dolly не имеет ни отца, ни матери, и является почти неотличимой копией овцы, от которой была получена клетка молочной железы, давшая ей свой генетический материал.

Если эта удача подтвердится положительными исходами иных подобных экспериментов, то, без сомнения, это будет шагом на пути к так называемой клонации, то есть бесполовому размножению генетически идентичных живых существ с целью создания точных двойников одного и того же индивидуума.

А. Методы клонации

В настоящее время предложено два способа клонации живых существ:

  • близнецовое деление;
  • пересадка клеточного ядра.

1. Близнецовое деление

Этот способ состоит в разделении бластомер, то есть клеток первичного эмбриона, на ранней стадии его развития (2, 4 или более клеток). Поскольку эти клетки еще являются всепотенциальными, т.е. способными произвести все типы клеток организма, то из них можно получить по-существу одинаковые "копии" одного и того же эмбриона, поскольку все они будут иметь один и тот же генетический материал.

Если бы этот тип "клонации" стало возможным применять для человека, то получился бы очень ограниченный процесс, похожий на естественное образование однояйцовых близнецов.

2. Клонация при помощи пересадки клеточного ядра

Другим методом клонации эмбриона является пересадка клеточного ядра. Имеется ввиду совсем иная технология, отличная от всех предыдущих. Пересадка-подсадка ядра яйцеклетки стоит намного ближе к настоящей клонации, поскольку не ограничивается строго определенными делениями эмбриона, но может быть распространена на многие индивидуумы.

Решающие открытия в этом направлении были сделаны при помощи метода, впервые использованного Willadsen (1986). Этот ученый добился развития совершенно нормальных телят и овец, подсаживая единичные бластомеры, полученные из 8- и 16- клеточных эмбрионов, в неоплодотворенные яйцеклетки, из которых прежде было удалено клеточное ядро. Бластоциты, полученные таким образом, хорошо сформированные и организованные, затем были имплантированы в матку самок- кормилиц для последующего развития плодов.

Однако выяснилось, что сам процесс трансплантации ядра с целью получения клонов имеет серию недостатков. В процессе дифференциации клеток происходит постепенное утрачивание генетическим наследством способности к осуществлению нормального развития нового организма. Эта утрата проявляется в виде неспособности генетического материала, происходящего из дифференцированной клетки, обеспечить нормальное развитие "воспроизведенного" эмбриона.

3. Опыты в Roslin Institute

В контексте вышесказанного можно понять тот энтузиазм, с которым научные круги восприняли известие о рождении овцы Dolly, полученной при помощи пересадки ядра уже дифференцированной клетки молочной железы взрослой овцы в яйцеклетку с удаленным ядром, взятой из другой овцы. То, что до недавнего времени казалось невозможным, было успешно продемонстрировано, хотя и в виде исключения (поскольку был получен единственный положительный исход из 227 проведенных пересадок ядра).

Существуют две особенности метода, примененного Ian Wilmut и его сотрудниками из Roslin Institute для клонации Dolly:

  • они искусственно культивировали клетки-доноры, из которых получали ядра;
  • клетки-доноры были переведены в состояние полного покоя и неактивности в росте (посредством посадки их на бедные питательные среды) прежде, чем пересадить их при помощи электрического разряда в "выхолощенные" и заранее стимулированные яйцеклетки.

Таким образом, является возможным проведение настоящей клонации, и такой метод мог бы быть применен даже к человеку.

24 июля 1997 года, через четыре месяца после известия о рождении Dolly, Roslin Institute (Edimburg) и PPL Therapeutics (филиал этого института по трансгеyическому воспроизведению овец) об'явили о рождении пяти новых овец, полученных методом клонации искусственно выращенных половых клеток.

Одна из этих овец - по кличке Polly - носит в себе человеческий ген.

Б. Искусственное размножение без гамет

Клонация человека является наиболее заманчивой для применения ее в качестве метода искусственного размножения. Можно производить искусственное оплодотворение даже без гамет. Это решило бы проблему бесплодия даже в тех случаях, когда современные методы искусственного осеменения не дают желаемого результата.

Основная тенденция в этом направлении - более полное удовлетворение желания брачных пар иметь собственных детей, которые имели бы их гены. В реальной жизни, можно ли исключить такой вариант, что бесплодная брачная пара, которая не может прибегнуть к гомологическому оплодотворению по причине отсутствия сперматозоидов (или яйцеклеток), вместо того, чтобы прибегнуть к гетерологическому зачатию, не решится на клонацию соматической клетки супруга или супруги (в зависимости от желания иметь мальчика или девочку), или клетки кого-либо из близких родственников для того, чтобы иметь ребенка, рожденного "в семье", без постороннего вмешательства?

Комментарий

На протяжении последних двадцати лет наблюдается настоящая биотехническая эскалация в сфере человеческого размножения - начиная от первых гомологических осеменений, и заканчивая зачатием in-vitro, или даже предложениями о клонации человека. По мере продвижения этого процесса, с одной стороны, наблюдается все более яркое преобладание техники над этикой, а с другой, все большее унижение человеческого деторождения, оскорбление достоинства человеческого эмбриона, то есть самого человека.

А. Преобладание техники над этикой

1. О техническом прогрессе не дискутируют

Техника создает видимость, что нет ничего невозможного. Ученый понимает это так: "Теперь все зависит только от меня". Такое желание осуществить недавно еще нереальное превращается в "право" на его воплощение. Jacques Testard говорит об "истерии прогресса". В случае FIVET, техника была, по сути, обожествлена современным человеком и превратилась в своего рода идола, что устанавливает свои законы; она теперь сама себя оправдывает. Во всем этом нет больше места для морального, а даже просто разумного размышления. Спрашивается: ну почему же не делать то, что стало технически возможным?

2. Техника устанавливает моральные критерии

Сейчас не только отсутствует какая-либо рациональная этика, но, наоборот, решаются частные вопросы о том, что есть этично, а что нет, оправдывая фактически то, что уже совершается:

для того, чтобы улучшить результаты FIVET, нужно было изначально смириться с уничтожением эмбрионов, и производить их в "сверхчисле", с последующим замораживанием;

возможность получения большого числа "лишних" эмбрионов стимулировала желание ученых применять их в качестве материала для исследований или различного рода терапий;

все это вызвало техническую необходимость не считать более человеческие эмбрионы таковыми прежде, чем они достигнут 14 дней своего развития; чтобы можно было безнаказанно уничтожать их, эмбрионы в этом раннем периоде были провозглашены "пре-эмбрионами", то есть простым скоплением клеток;

если сегодня становится возможной клонация, то она сразу оправдывается уже только тем, что с ее помощью можно решить проблемы практически всех случаев бесплодия.

Б. Идеология собственности

1. Зачем иметь ребенка?

В центре этой полемики лежит сама мотивация желания иметь ребенка. Рядом со справедливым стремлением иметь своего ребенка, существует множество других менее оправданных мотивов.

Желание иметь ребенка нередко является всего лишь стремлением испробовать собственную способность к деторождению. Такое желание иметь ребенка "для себя" означает желание быть хозяином такого рода "собственности" и стремление к самоудовлетворению. Подобные мотивы приводят к такого рода парадоксам, как наемные матери, FIVET для одиноких женщин, вдов, гомосексуальных пар, женщин, находящихся в менопаузе. Все это уже имело место в различных странах, хотя недопустимость такого рода манипуляций человеческими судьбами является бесспорной.

Значит, во всей этой погоне за нового вида "собственностью", получаемой "экзотическим путем", ребенок уже не является целью, но средством для самореализации.

2. Ребенок "если, когда и как угодно"

Современная техника формирует совершенно новый тип мышления: предлагается получить ребенка "если, когда и как угодно". Он, сам по себе, уже не воспринимается больше как дар, а как право, которое нужно - во что бы то ни стало! - использовать.

Подобно тому, как аборт превратился в "основное право женщин", так же и FIVET превращается в "право на материнство". Феминистические движения сначала добивались права на контрацепцию, а теперь желают добиться права на деторождение, что претворяется в "право иметь ребенка".

Такое "право иметь ребенка" неминуемо ведет к "праву на совершенного ребенка", то есть к эугенизму, и неуклонно катится (при помощи "предимплантационной диагностики") к уничтожению всего, что считается "несовершенным" - вплоть до таких недопустимых явлений, как искусственный подбор пола или даже цвета глаз.

В. Обесценивание человеческого достоинства

С развитием передовых технологий искусственного размножения все меньше принимается всерьез сам эмбрион, его право на жизнь - то есть мы наблюдаем постепенное обесценивание самого человека.

Эта небывалая деградация, уже очевидная во FIVET, со всей полнотой проявляется в предложениях о клонации - последнем достижении искусственного размножения. Уже сама идея клонировать человека показывает полное отсутствие всякого уважения к самому человеку и его достоинству. Такое неуважение человеческого деторождения касается, в первую очередь, эмбриона человека.

1. Дегуманизация размножения человека

Оплодотворение FIVET сделало ненужным телесное совокупление в половом акте и позволило увеличить качество гамет.

ISCI (микроинвекция сперматозоидов в цитоплазму яйцеклетки) призвана помочь сперматозоидам проникнуть в яйцеклетку. Гетерологические оплодотворения, с донорством сперматозоидов и яйцеклеток, позволяют обходиться без одного из супругов.

Клонация делает лишними даже сами гаметы, сводит к нулю человеческое деторождение. Она подменяет половое деторождение, связанное с браком и взаимной самоотдачей супругов, такой формой размножения, которая стоит вне брачной любви с ее духовной, психической и физической сторонами. Клонация совсем исключает сам половой акт, направленный на интимное соединение пары, открытой к зачатию в любви будущей жизни.

2. Извращение семейных уз

Уже при гетерологическом оплодотворении in-vitro сильно нарушаются важнейшие семейные связи между личностями - такие, как кровное родство, материнство и отцовство. В клонации они совсем извращаются: не существует больше ни биологического отца, ни матери. Хаос в родственных связях достигает, таким образом, небывалого уровня.

3. Несоблюдение достоинства и прав эмбриона

Оплодотворение in-vitro кроет в себе полное пренебрежение эмбрионом, который унижается до уровня лабораторного материала и программировано уничтожается. Более того, FIVET прямо ведет к нарочно провоцируемому аборту в момент так называемой "редукции эмбрионов". Дух самого оплодотворения in-vitro, по сути, ничем не отличается от абортивного.

Предложения о клонации человека являются еще более тяжкими унижениями человека с первых же моментов его существования, поскольку тот, кто проводит клонацию, считает себя настоящим "конструктором" эмбриона - а значит, и его хозяином. Клонация непременно будет сопровождаться еще более тяжкими преступлениями против жизни эмбриона человека, поскольку его "конструктор" будет считать, что имеет на него все права.

4. Несоблюдение прав ребенка

Общественное мнение делает большую ошибку, когда учитывает мнение лишь тех, кто в данный момент может его высказать (например, в случае аборта мать "всегда права"). Никто не защищает прав ребенка, который только должен родиться, и еще сам не может за себя постоять.

Но ребенок имеет право на то, чтобы быть плодом любви обоих родителей; имеет также право на уважение его личности, начиная с первого же момента его зачатия: ни FIVET, ни, тем более, клонация не соблюдают этих прав.

Вывод

В заключении необходимо сказать: ни в коем случае не допустимо попирание святости и неприкосновенности человеческой жизни, начиная с первого же момента ее существования, то есть с момента оплодотворения. Именно тогда начинается единственная, неповторимая и вполне человеческая личность.

Тертуллиан говорил: "Уже является человеком тот, кто им станет".

Значит, следует отказаться от всякой технологии, не останавливающейся даже перед тем, чтобы перешагнуть через человеческую жизнь, от всякого метода с эугенической направленностью - это значит, отказаться от FIVET в том виде, в каком его совершают сегодня, н, тем более, решительно отвергнуть проекты клонации человека.

Техника жизни, которая ведет к смерти - вот в чем заключается главный парадокс всех этих методов искусственного размножения человека, начиная от FIVET и кончая клонацией. Этот парадокс напоминает одну фразу из Устава святого Бенедикта:

"Существуют такие дороги, которые люди считают правыми, но их действительный конец лежит в самой бездне ада".

 

  вверх предыдущая  |   печать  |  webmaster  |  помощь

 
 

CCBE © 2003

Яндекс цитирования      
Hosted by uCoz