Крымский клуб биоэтики и экологии

темы раздела

книжная полка
наш журнал
конференции
рефераты
биоэтические бои
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
экология крыма
рефераты
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
конференции
аспиранту
университет
ссылки по теме

ГОРЛОВ Александр Александрович

ГОРЛОВ Александр АлександровичДоктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской информатики и современных информационных технологий, проректор по гуманитарному образованию Крымского государственного медицинского университета им.С.И.Георгиевского. Автор более 120 научных работ, 5 монографий, 2 учебников.

«…Биоэтика – ум, честь и совесть нашей эпохи. Последней эпохи, когда бездумная деятельность человека, деятельность без оглядки в прошлое и мыслей о будущем еще остается возможной и допустимой.

Без классики недавнего биоэтического прошлого, увы, постепенно уходящего в тень истории, мы вряд ли сможем быть готовыми отстоять единственно правильный путь развития человечества в ближайшем веке. А он станет для всех нас веком величайших испытаний.

Как показывают реалии наших дней, эти испытания становятся трансцедентальной дилеммой, к решению которой мы пока совершенно не готовы.

Неотвратимо углубляются изменения природы человека, обусловленные в первую очередь стремлением избавиться от болезней, продлить существование больным и немощным, а также – неудержимым взрывом индустрий, меняющих образ жизни и биохимическое окружение людей.

Модифицируется институт семьи, почти миллионами лет верой и правдой служивший человеку и его биологическим предкам в роли единственного механизма организации общества.

Индустрия трансплантаций и искусственных органов (не говоря о клонировании и евгенике) приводит к необходимости введения понятия биохимер и киборгов.

Осознание всего происшедшего непоправимо запоздало для того чтобы надеяться решить эти и смежные проблемы системами юридических запретов. Да и само мнение о том, что можно разрешить, а что – запретить, продолжает оставаться по большинству биоэтических вопросов очагами яростных дискуссий.

Мы не можем остановить прогресс полумерами. А радикальные меры есть не что иное, как неприкрытый отказ от прогрессивного развития цивилизации и движение по пути ее деградации.

Буквально за считанные десятки лет человечество столкнулось с реальной проблемой появления и безудержного расширения числа тех своих субъектов, которые уже не обладают привычными характеристиками Homo sapiens. В будущем численность тех, чей геном (или пол) изменен, кто был зачат в пробирке, кто пользуется искусственными ушами, глазами, сердцем, функционирующими протезами рук и ног (и т.д.!) будет продолжать расти. Имея возможности помочь страдающим, человечество действительно не может отказать им в помощи.

Вместе с этим возникает все больше устройств и систем, обеспечивающих более тесный контакт человека с вычислительными системами. Прослойка тех, чей мир ощущений (ранее заполнявшийся лишь раздражителями реального мира) замещается потоками информации виртуального содержания. Ширится индустрия искусственного интеллекта и экспертных систем. Во многих отраслях человек уже попросту не способен управлять сложнейшими производственными и социальными структурами.

К чему все это приведет? Только к тому, что нынешние люди, проснувшись утром одного из обычных дней XXI или XXII века, вдруг поймут, что те, кто не только не хочет, но и не может жить по тем законам, которые тщательно писались со времен каменных табличек Хаммураппи, перестали быть персонажами фантастических фильмов, а превратились в реальную силу на планете. Силу, с которой необходимо считаться и которая может (и наверняка захочет!) отстаивать свои собственные интересы.

Перед этим конфликтом померкнут межэтнические распри, религиозная нетерпимость и расовая ненависть, потому что дистанция отделяющая темнокожего и белого, магоментанина и католика – ничто в сравнении с пропастью, которая проляжет между интересами биотрансформанта, киборга и нынешнего человека.

Что же делать?!

Взорвать все биотехнические лаборатории? Запретить вакцины и искусственные уши? Уничтожить все компьютеры и заводы по их производству?

Может быть, как спартанцы, сбросить в пропасть всех больных сахарным диабетом, гемофилией, а заодно – детей с ДЦП и синдромом Дауна?

А если уничтожить заводы, производящие гербициды и удобрения, вывести поголовье скота и посевы тех культурных растений, которые могут быть причастны к процессам селекции или генной модификации ?

Может быть, запретить разработку новых антибиотиков, а заодно – и многих других лекарственных форм, которые явно (или вероятно) влияют на геном человека сейчас или способны повлиять на генофонд грядущих поколений?

А не нужно ли запретить оплодотворение in vitro? Ведь и это – косвенный метод «расселения в общем генофонде» генов, приводящих к репродуктивным проблемам.

Или, может, поверить сказкам о том, что всепланетный юридический закон, запрещающий клонирование людей, моментально вызовет «приступ стыда» у всех экспериментаторов, а потому раз и навсегда покончит с тайными попытками клонирования?

Не слишком ли много вопросов, от которых кровь стынет в венах? И есть ли среди них те, на которые здравомыслящий человек готов твердо ответить «нет», не делая никаких оговорок?

Да и стоит ли видеть во всем пласте поднятых проблем лишь острые, фактически неразрешимые дилеммы?

Думается – нет.

Истоком проблем служит футурологический страх сегодняшнего человека. Пытаясь судорожно цепляться за устаревшую догму о том, что Нomo sapiens – часть биосферы, человечество не хочет (да и не может!) отказаться от существующих технологических благ и темпов технократизации. Последние неизбежно погубят биосферу, приведя ее к фатальному загрязнению и деградации.

Стремления сохранить свою видовую природу, биосферу, не болеть, жить долго и богато, а заодно – оставаться безраздельным хозяином планеты буквально раздирают сегодняшнее человечество. Желания, возможно, и закономерные, но абсолютно несовместимые.

Чем-то следует жертвовать. Чем? От этого выбора все и зависит. Именно этот выбор определит наше будущее на весьма длительный промежуток времени. Думается, единственно приемлимыми решениями могут быть следующие.

Экскорпорация (выделение, ограждение) человеческой техносферы и биосферы планеты. Не Серенгети, а вся планета, еще не занятая городами, рудниками и фермами, должна стать абсолютным заповедником, глухой стеной отгороженным от непроницаемых коконов, внутри которых живут люди и дымят их заводы. Человеку нужно покинуть погибающий материнский организм и навсегда отказаться от абсурдной идеи оставаться его частью. Сейчас, пожалуй, это уже смахивает на глупый маскарад одного актера, натянувшего на себя маску животного. Сейчас человек даже не слон в посудной лавке, а нечто гораздо худшее. Планета попросту не способна нести на себе бремя человека с его бурной техногенной деятельностью. Это следует признать и смириться.

Человечеству следует категорически отказаться от догмата необходимости сохранения первозданной природы (хотя бы у части населения либо уже ставшей жертвой изменений, а также – нуждающейся, или – желающей подвергнуться трансофрмации). Новые юридические поля (вызревание которых может иметь место лишь при дальнейшем развитии биоэтических доктрин) должны быть в первую очередь направлены на предотвращение конфликтов, связанных с нетерпимостью индивидуумов по принципу различий в физической и ментальной природе.

Лишь изолированное от биосферы, терпимое к гетерогенности своего состава человечество может сохранить свою собственную цивилизацию.»

 

  вверх предыдущая  |   печать  |  webmaster  |  помощь

 
 

CCBE © 2003

Яндекс цитирования      
Hosted by uCoz