ИСТОРИЯ
АБОРТА
В Древней Греции и Риме по законодательству жизнь
плода не охранялась. Искусственное прерывание беременности никак
не каралось. Оно наказывалось лишь в тех случаях, когда производилось
в корыстных целях или по другим низменным побуждениям.
Клятва Гиппократа не одобряет прерывание беременности,
то же время Аристотель считал аборт допустимым. В позиции Аристотеля
обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов обосновывается
у него демографическими целями (регулированием рождаемости); одновременно
он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась
"чувствительность" и "двигательная активность".
В римском праве, поначалу, зародыш трактовался
как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась
наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только
позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться") был
наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал
трактоваться как преступление против прав родителей, если кто-то
стремился достичь таким путем имущественных прав.
Когда Римская империя стала нуждаться в солдатах
для захвата чужих земель и увеличении числа рабов, женщина и лица,
способствующие производству аборта, строго наказывались. В то
время для производства аборта стали применять препараты спорыньи.
К сожалению, не у всех она вызывала выкидыш, зато побочные явления
появлялись у всех. Известные народные названия болезней "Антонов
огонь", "Злая корча" - это все явления передозировки
спорыньей.
Один из отцов церкви Василий Великий (IV - V вв.)
писал: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит
осуждению как за убийство". В христианской традиции
отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион
обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление. Если
у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков
и 80-й для девочек, то средневековые богословы и философы- схоласты
(уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день.
Эти положения неожиданно "перекликаются" с современным
законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего
допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12
недель) беременности.
Христианская концепция утверждала, что истребление
плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно,
является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался
как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника.
Под влиянием церкви в ХVI
веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции)
производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии
была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При
чем это касалось не только врача, но и пациентки. Согласно своду
германских законов "Каролина" (XIV в.), аборт в случае
уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью. Такое
положение сохранялось во многих странах вплоть до первой половины
ХХ века. В Англии аборт был разрешен по медицинским показаниям,
а также в случае, если беременность наступила в результате изнасилования.
Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России; отменена
она была столетие спустя.
Преимущественный интерес представляет эволюция
отношение врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних
столетий. Так, основоположник отечественного акушерства Н. М.
Максимович-Амбодик еще в 1784 г. предвосхищая концепцию медицинских
показаний искусственному прерыванию беременности, выступая за
то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение
матери, а не плода. В европейской медицине поворотным пунктом
в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия
в Парижской медицинской академии в 1852 г. : статистика материнских
смертностей после кесарева сечения стала главным аргументом в
этическом оправдании искусственного прерывания беременности.
Хирургическая техника искусственного аборта путем
введения в полость матки инструментов известна примерно с 1750
г. Однако вначале по причине высокого риска дипломированными врачами
они делались очень редко. Если этот метод и применялся в те годы,
то незаконно практикующими врачевателями.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное
движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство
авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь
на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет
собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения
матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением
плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом
начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880г.
аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины,
были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до
60-х годов XX в.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт
о преступлениях против личности", согласно которому аборт,
начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением.
Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже,
если он имел место после появления шевелений плода. Во Франции
был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания
освобождалась вовсе.
В XX веке в дискуссии о допустимости абортов особенно
активно включаются феминистские движения. Протест сторонников
феминизма против традиционного положения женщины в обществе (против
"отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность")
касался и ее сексуальной роли, то есть обязательно затрагивал
и вопросы половой морали.
В 50-е годы XIX в. одна из первых американских
феминисток, С. Гримке, в очерке "Супружество" писала
о "праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто
и при каких обстоятельствах". В начале XX в. американская
феминистка М. Сангер впервые употребила понятие "контроль
над рождаемостью", которое вначале имело смысл пропаганды
использования средств контрацепции.
Сегодня в Европе аборт запрещен всего в трех странах:
Северной Ирландии, Мальте и Ирландской республике. Но даже в тех
странах, где юридически прерывание беременности не запрещено,
частота его в несколько раз ниже, чем в России.
История аборта в России и СССР
В дореволюционной России аборт грозил матери заключением
в "исправительный дом", а врачу - тюрьмой. Несмотря
на это, число абортов ежегодно увеличивалось, а смертность была
очень высокой. В 1914 году в России было проведено примерно 400
тысяч абортов. А судебные дела возбуждены в 20 случаях. Почему?
Да потому, что царское правительство понимало: посадить на скамью
подсудимых 400 тысяч женщин и столько же врачей - немыслимо".
Чтобы оградить здоровье женщины от вреда криминального
аборта, советское правительство в ноябре 1920 года отменило наказание
за проведение аборта. Параллельно с этим проводилась усиленная
агитация материнства и младенчества. Легализация аборта значительно
уменьшила смертность (с 4% до 0,28%). Так продолжалось до 1936
года, когда с целью пророста населения на фоне военной угрозы
и массовых репрессий, было запрещено прерывание беременности.
Однако практика показала, что запретительные меры по борьбе с
абортами не дают ожидаемого результата и ведут к росту криминальных
абортов, производимых невежественными людьми в неблагоприятных
санитарных условиях. Это приводит к большому числу осложнений
и повышенной смертности. После смерти Сталина Президиум Верховного
Совета СССР в 1955 году издал Указ "Об отмене запрещения
аборта".
Впервые искусственное прерывание беременности
по желанию женщины было узаконено в России в ноябре 1920 года
декретом "Об искусственном прерывании беременности".
Это был первый в мировой истории права закон, разрешающий аборты.
В Европе, где церковь сохраняла свое влияние на общество, они
были узаконены на 40-50 лет позже. Желающих оказалось много и
с 1924 года при подотделах охраны материнства и младенчества стали
функционировать специальные "абортные" комиссии, состоящие
из врачей и представителей женотделов и занимавшиеся распределением
койко-мест в больницах, применяя при этом классовый подход и соблюдая
такую очередность: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие
одного ребенка; многодетные; занятые на производстве; многодетные
жены рабочих; все остальные застрахованные; прочие гражданки.
Для многих женщин, не получивших "разрешение на аборт",
он стал платным.
Как писал ученый-демограф Андрей Попов, страна
"использовала аборты для высвобождения женщин для нужд
народного хозяйства". Власть легализовала аборты не
потому, что отказывалась от буржуазной морали, а исходя из государственных
интересов. И когда массовые репрессии, депортации, коллективизация
привели страну к демографическому кризису, появились первые ограничения
(в частности, запрещалось делать аборт при первой беременности).
Выступая на XVII съезде ВКП(б) 1934 года, Сталин
заявил, что темпы роста населения не соответствуют "темпам
строительства социализма". И в 1936 году, идя навстречу "многочисленным
заявлениям трудящихся женщин", наркомат здравоохранения запретил
искусственное прерывание беременности. Но запрет на аборты не
сократил их количества - за предыдущие пятнадцать лет в стране
успела сложиться так называемая абортная культура репродуктивного
поведения. И соответственно весь объем абортов перешел из легальной
сферы в нелегальную, что привело к резкому увеличению женской
смертности. В 1936 году после развернутой антиабортной кампании
не только врача, сделавшего аборт, но и человека, к нему склонившего
(в том числе и супруга), ожидало тюремное заключение сроком до
двух лет. Женщине грозили общественное порицание, штраф, сокращение
зарплаты ("Огонек", № 7, 1936 г.)
На легальное положение аборт перевел Хрущев в
1955 году указом "Об отмене запрещения аборта". Было
разрешено прерывать беременность по желанию женщины на сроке до
12 недель. Однако, вернув гражданам некоторую свободу репродуктивного
выбора, советская медицина не предложила никаких иных, превентивных
способов регулирования рождаемости.
До конца 60-х годов число искусственных абортов
росло в СССР особенно быстро, а в 70-80 гг. кривая роста становится
не такой крутой. Открытая в эпоху гласности официальная статистика
об абортах засвидетельствовала, что в СССР был самый высокий в
мире показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста
- около 120. По данным зарубежных экспертов, с учетом нерегистрируемых
абортов этот показатель был примерно в полтора раза выше. Только
с середины 80-х годов показатель частоты абортов стал, наконец,
снижаться, и в 1996 г. он равнялся 89.
В декабре 1987 года Министерство здравоохранения
СССР издало приказ №1324, разрешающий искусственное прерывание
беременности до 28 недель по так называемым социальным показаниям.
Их было семь: инвалидность 1-2-й группы у мужа, смерть мужа во
время беременности жены, расторжение брака, пребывание женщины
или ее мужа в местах лишения свободы, наличие решения суда о лишении
или ограничении родительских прав, многодетность, беременность
в результате изнасилования.
В 1996 году правительство РФ постановлением №
567 от 8 мая утвердило новый перечень социальных показаний для
искусственного прерывания беременности на поздних сроках. По новому
постановлению предельный срок прерывания беременности сокращался
с 28 до 22 недель, что соответствовало нормам, установленным ВОЗ,
и почти вдвое увеличивался точный перечень социальных показаний.
Теперь показаниями к аборту также считались: отсутствие жилья,
статус беженца или переселенца, безработица, доход семьи ниже
прожиточного минимума, установленного в данном регионе, незамужество.
В 1999 году депутаты Госдумы пытались принять
проект закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее
обеспечения", в котором аборты по социальным показаниям запрещались.
В пояснительной записке к проекту закона его авторы - депутаты-врачи
В.Ф. Шарапов(НДР) и В.И. Давиденко(ЛДПР) - возмущались тем, что
"действующая нормативная база позволяет абсолютному большинству
женщин принимать не ограниченное ничем решение об уничтожении
ребенка". Фактически депутаты намеревались этим законопроектом
снова наделить государство функциями контролера за репродуктивным
поведением граждан.
Консультаций по планированию семьи в Советском
Союзе не было, современные средства контрацепции не разрабатывались.
Среди населения самыми распространенными способами предохранения
от беременности были календарный метод, прерванный половой акт
и презервативы единственной модификации (продукция Баковского
завода), качество которых оставляло желать лучшего. Что касается
гормональных пилюль, появление которых в середине 60-х годов на
Западе вызвало настоящую контрацептивную революцию, то в СССР
они получили распространение только в конце 80-х - начале 90-х
годов. Даже в Москве пилюли были большим дефицитом, а в провинции
о них не слышали вовсе. К тому же Минздрав СССР занимал жесткую
позицию по отношению к ним и рассылал устрашающие внутренние инструкции
о вреде оральных контрацептивов, длительное применение которых
якобы способствует возникновению онкологических заболеваний.
Советские женщины относились к оральной контрацепции
с неменьшим недоверием, считая, что пилюли ненадежны и к тому
же вреднее аборта. В этом мнении их укрепляли и врачи женских
консультаций. (Распространено было мнение, что женщине полезно
"побеременеть для здоровья", причем не только среди
обывателей, но и среди самих гинекологов.) Поэтому если женщина
и решалась на оральную контрацепцию, ей приходилось принимать
не индивидуально подобранный препарат, а то, что она могла достать.
Последствия неграмотного применения пилюль лишь подтверждали миф
об их вреде.
К 80-м годам проблему контрацепции попытались
решить с помощью внутриматочных спиралей (ВМС). "Это было
самое современное средство. Но ведь не существует одного лекарства
для всех, - говорит главный акушер- гинеколог Минздрава РФ
Владимир Николаевич Серов. - И обеспечить всех одним средством
невозможно. Контрацепция должна быть разнообразной, а у нас говорили
- либо внутриматочная, либо презерватив". Однако дело
было не только в консервативности и невежестве советских врачей.
По словам Серова, такова была "политика в медицине":
большая репродуктивная свобода, по мнению властей, привела бы
к падению рождаемости.
Официально государство пропагандировало высокую
рождаемость и поощряло многодетность с помощью различных социальных
льгот (было даже учреждено особое звание - "Мать-героиня"
с присвоением медали). Впрочем, социальные льготы были скорее
формальными: пособия на детей
ыдавались мизерные, относительно быстрое получение
квартир полагалось только очень многодетным семьям (при количестве
детей больше семи-восьми). Работа женской консультации оценивалась
по числу беременных, состоящих на учете, за каждую из которых
участковому гинекологу полагалась доплата.
Вместе с тем хорошо налаженные абортные службы
приносили немалый доход стране (в 50-х годах аборты были платными
и стоили 50, а после реформы 1961 года - 5 рублей). По статистике
в среднем каждая советская женщина делала по пять - восемь абортов.
По словам Серова, после трех абортов женщина уже
не может считаться здоровой: "Почти в 100% случаев сначала
развивается скрытое нарушение менструальных функций, а потом появляется
целый каскад заболеваний: миома, мастопатия, даже раковые заболевания.
Сейчас делается более двух миллионов абортов в год, которые ежегодно
дают около 120 тыс. больных женщин. Поэтому, делая аборты, мы
вынуждены потом лечить от их последствий".
А ведь продолжал существовать и "криминальный
аборт". По разным данным, количество внебольничных абортов
в этот период составляло 20-50% от общего их числа. Одна из причин
распространения "криминала" - ограничение срока легального
аборта двенадцатью неделями беременности. Аборт на поздних сроках
делался только по медицинским показаниям и требовал разрешения
врачебной комиссии. Получалось, что если женщина по каким- либо
причинам не принимала решение прервать беременность до 12 недель
(например, просто не знала о ней), она была вынуждена делать аборт
нелегально. По данным Серова, 30 - 35% женщин в стране, умиравших
от беременности и родов, умирали от абортов. И в 90% случаев это
были нелегальные аборты на поздних сроках.
Современные методики, позволяющие операции по
прерыванию беременности стать менее опасной и болезненной для
женщины, в стране не разрабатывались. До середины 60-х годов аборты
на малых сроках делались без обезболивания, в дальнейшем стал
использоваться эфир, потом - закись азота, подаваемые через маску.
Позже стало применяться местное обезболивание. Внутривенный наркоз
был большой редкостью и чаще всего его делали за отдельную плату.
Прерывание беременности на ранних сроках путем вакуум-аспирации
("мини-аборт") было разрешено только в конце 80-х. О
предабортной консультации, как и о послеабортной реабилитации,
в Советском Союзе не слышали вовсе.
по материалам сайта
МИФЕГИН. Медикаментозный
аборт - щадящая альтернатива традиционному аборту