Крымский клуб биоэтики и экологии

темы раздела

книжная полка
наш журнал
конференции
рефераты
биоэтические бои
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
экология крыма
рефераты
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
конференции
аспиранту
университет
ссылки по теме

А. В. Гнездилов, доктор мед. наук, доцент МАПО, врач хосписа

ХРИСТИАНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ХОСПИСЕ

Экстремальная ситуация встречи с любым серьезным заболеванием вызывает к жизни целый ряд стрессорных и адаптивных реакций: тревогу, страх, тоску, отчаяние. Однако следовало бы очень осторожно подходить ко всему, что переживает пациент. Даже вышеперечисленные явления имеют свой позитив. Тот же страх носит, разумеется, отрицательный, парализующий психику характер, но может нести и мобилизующий, активный компонент. Мы знаем пример одного излечения, объяснением которому мог быть только страх, включивший иммунную систему.

Пожалуй, позитивная сторона страдания больше всего выявляется в том, что человек вдруг просыпается от бытовой стереотипии текущей жизни и начинает думать о смысле жизни, ее цели и назначении. Конечно же, вопрос о смысле бытия не может быть разрешен без размышлений о Боге. Альтернатива смерти является не просто надеждой на продление количества жизни, но прежде всего ее качества.

Христианские идеалы, опыт церкви, силы молитвы, прощения, любви ждут тех, кто приходит на путь искания.

Соединение медицинской деятельности с христианским служением имеет особые перспективы в работе с умирающими людьми. Это обосновано наблюдением за пациентами в хосписе. На наших глазах в сравнительно короткие периоды остающейся жизни у пациентов отмечается удивительный духовный рост, переоценка земных житейских ценностей. Открываются способности слышать и понимать серьезную классическую музыку, чувствовать искусство, саму жизнь. Просыпается чувство любви, сопереживания, великодушия и т. д. Но главное, распускаются религиозные чувства. Интересно, что появление в больнице священника положительно оценивается даже атеистически настроенными людьми.

В этих условиях знакомство с Евангелием, крещение, причастие, исповедь имеют особое значение, буквально преображая больных. Подходя к этим таинствам с психотерапевтических позиций, нельзя не удивляться глубине и точности воздействий на пациента. Взять хотя бы пример исповеди. Депрессия, обычно возникающая у онкобольных, сопровождается чувством вины, и здесь таинство прощения и отпущения грехов приносит облегчение. Также и таинство причастия, дающее надежду если не на исцеление тела, то души.

Глубоко психотерапевтично воздействие заупокойной панихиды "Со святыми упокой" на родственников усопшего. Слезы, вызываемые словами и мотивом молитвы, облегчают горечь души.

Однако самое поразительное свидетельство эффекта христианских ритуалов - это действенность молитвы. Очень часто у умирающих больных отмечаются состояния затяжной агонии. Фактически они не живут и не умирают, что так мучительно и для них самих, и для окружающих. Однажды использованная молитва "о разлучении души с телом" вдруг стала одной из самых действенных мер. После прочтения молитвы пациенты легко и спокойно умирали. В конце концов даже санитарки, видя затяжные страдания агонизирующих, обращались к врачам с предложением прочесть эту молитву.

Этот феномен психологически можно объяснить необходимостью получить от окружающих как бы "разрешение на смерть". Конечно же, следует отметить, что совместная молитва группы медиков оказывается сильнее и эффективней.

Рассмотрим еще одну особенность хосписной службы, работающей в союзе с церковью. Известно, что среди онкологических больных очень велико число суицидов. Страх боли, отсутствие гарантий обезболивания приводят к суицидным тенденциям не только среди обычного населения, но и среди медиков, в том числе и онкологов. Они не попадают в статистику самоубийств, т. к. ни участковые врачи, ни родственники больных не заинтересованы в огласке. По нашим данным около 14% онкологических больных совершают или пытаются совершить самоубийство.

Интересно отметить, что суицид обладает так называемой "заразностью". Совершая этот акт, человек не думает, что провоцирует на подобный шаг других людей, в первую очередь - своих близких. В частности, в группу риска попадают дети суицидента. Работа с больными и их родственниками, психологическая поддержка тех и других совершенно необходима. Создание хосписной службы как альтернативы эутаназии изменяет ситуацию. В нашей практике мы нередко используем канон о самоубийцах. Чтение его родными и близкими суицидентов изменяет структуру психики людей, и значение негативных сторон суицида выступает как нельзя ярче.

Велико то значение, какое мы придаем личности каждого человека, подходящего к умирающему больному. Не секрет, что не каждый священник способен к общению с больным или его родственником. Опять вспоминается случай, когда мать психически больного человека, покончившего с собой в состоянии депрессии, подошла к священнику. Тот торопливо отшатнулся от нее: "Иди, иди, мать. Он самоубийца. Век у Бога не отмолишь свое чадо." Стоит ли говорить, что он психологически убил несчастную женщину.

Принципы милосердия, любви и внимания, подкрепленные верой и молитвой - вот те основы, на которых строится хосписная забота о ближнем. Несчастный человек ждет прощения, не обусловленного никакими мотивами. Оно исходит не от людей, а от Бога, и, разумеется, не человеческому разуму судить о том, кто достоин его, а кто нет. Община сестер милосердия во имя великомученицы Елизаветы осуществляет помощь больным и христианскую заботу об их близких. Наверное, наиболее ценным в их деятельности является "терапия присутствием", "лечение самим собой". Те, кто работают в хосписе, знают, что такое быть лекарством для пациента.

При выборе персонала для работы в хосписе прежде всего, по нашему опыту, необходимо такое качество, как духовность. Чаще она сочеталась с религиозностью, хотя эта связь не всегда проявлялась на поверхности. Определенный духовный опыт, приобретаемый во время утраты и восстановления равновесия, приходящий с годами, оказался не всегда обязательным. Способность к жертвенной любви и состраданию вполне заменяли его. Разумеется, эти подходы в подборе штата не всегда могли применяться, но жизнь вносила коррективы, происходил естественный отбор и становилось видно, кто может, а кто нет работать с умирающими. В конечном итоге именно сами больные принимали или не принимали ухаживающих за ними в качестве референтных лиц.

Следует отметить, что иерархия отношений в хосписе строится так, что на верхнем полюсе пирамиды стоит пациент, а дальше располагаются все те, кто ближе всего стоит к нему, независимо от того, врач это или санитарка. Идея служения практически была привнесена в хоспис из Общества милосердия и поддержана сестрической общиной.

Разумеется, в принципах хосписного движения, нацеленных на создание не столько количественной стороны, сколько "качества жизни", эти ориентиры заложены как основополагающие. Хоспис оказывает медицинскую помощь, осуществляя в первую очередь обезболивание и беря под контроль многие другие симптомы, возникающие в терминальной стадии онкологического заболевания. Психологическая помощь в адаптации и примирении с судьбой носит подчас проблемный характер в связи со сложившейся в советский период традицией не говорить больному правду о диагнозе, а тем более о прогнозе. В хосписе эта проблема решается индивидуально в зависимости от установки и желания пациента. Но в любом случае существует положение "не лгать".

Социальная поддержка больных и их родственников заключается прежде всего в бесплатности услуг хосписа. Ни в стационаре, ни при выездах и опеке больных на дому с них не берутся деньги. Гуманистический принцип - за смерть нельзя платить, как и за рождение - свят, и только его соблюдение дает право учреждению, оказывающему помощь умирающим, называться хосписом.

И наконец, о духовной помощи. Основой духовной заботы является стремление как можно легче провести пациента через серию личностных реакций, как-то: вытеснение, отрицание, агрессия, депрессия, к стадии принятия, примирения с судьбой. Помочь больному увидеть позитивный аспект страданий и потери, простить судьбу и окружающих и самому быть прощенным ими. В свете этих ценностей смерть предстает не как разрушение, но как освобождение и возвращение, как рождение в иную жизнь.

Психологическая газета No 06 1997 г.

 

  вверх предыдущая  |   печать  |  webmaster  |  помощь

 
 

CCBE © 2003

Яндекс цитирования      
Hosted by uCoz