ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕКА
Совершенно
очевидно, что природа человека (т.е. его психо-физиологические
стандарты) претерпевала постоянные изменения.
"Нельзя
войти дважды в одну и ту же воду..." - это философское замечание
о неудержимости, изначальной динамичности всего сущего, естественно,
относится и к природе человека. Стоит вспомнить об "изобретении"
жилья, появлении одежды, стрижки волос, наконец, о самих орудиях
труда, модифицирующих верхние конечности человека. К этому стоит
прибавить весьма древние способы химической психостимуляции (мухоморы,
курение, алкоголь-содержащие субстраты), модифицирующие мышление.
Способ приготовления пищи, существенно модифицировавший систему
пищеварения.
Собственно,
в настоящее время человек не ушел дальше в своих устремлениях.
Трансвестиция, наркотики, пластические операции, поддерживающая
и заместительная терапия, евгеника - не более чем трансформированные
формы первобытных способов модификации природы человека.
Необходимо,
таким образом, исходить из данности, первичности устремлений человека
к неким (кстати, не всегда точно определенным) идеалам. Иными
словами это - тяга к модификации своего собственного "я".
Человек представляется
объектом с достаточно противоречивым поведением, направленным
одновременно на сохранение и изменение собственных параметров.
Как любой
биологический объект, человек и человечество (как вид) характеризуются
набором констант. Совершенно очевидно, что эти константы относительны,
хотя бы исходя из представлении о биологической эволюции. Несмотря
на эту относительность и динамичность, совокупность таких параметров
является главным основанием для определения биологического вида.
Под генетической
характеристикой вида понимают некоторое достаточно большое, хотя
теоретически - ограниченное, количество вариаций информационного
содержания конкретного генома. При этом внутривидовая динамика
популяций является главным механизмом, который предопределяет
фенотипическую и генотипическую полиморфность геномов особей,
слагающих данный вид. Человек, как вид, подчинен, в общем-то таким
же закономерностям, однако с весьма существенной оговоркой - полиморфность
человеческой цивилизации в сильной степени зависит также от социальных
процессов.