Крымский клуб биоэтики и экологии

темы раздела

книжная полка
наш журнал
конференции
рефераты
биоэтические бои
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
экология крыма
рефераты
ссылки по теме

темы раздела

книжная полка
конференции
аспиранту
университет
ссылки по теме


Биоэтика – стратегия выживания человечества

Рождение биоэтики как науки связано с выходом свет хорошо известной книги Ван Ренселера Поттера “Биоэтика мост в будущее”. Поттеру принадлежит авторство в рождении собственно термина «биоэтика» в том его понимании, которое существует сейчас. Канонически биоэтику принято обозначать как “систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов”.

Вероятно, такого рода акцент на медико-биологической сфере был закономерен в период рождения и становления биоэтики. Тогда общественность 70-ых годов ХХ века была, в первую очередь, обеспокоена самим фактом появления и стремительного расширения круга возможностей реально воздействовать на природу человека, а также – активно вмешиваться в ход эволюционно сложившихся процессов.

Побочные эффекты новых фармацевтических препаратов, гербициды и пестициды, искусственное оплодотворение, аборты, эвтаназия – именно это определило ту направленность развития биоэтики, которое имело место в семидесятых-восьмидесятых года ХХ века.

Как показал дальнейший ход событий, эта фаза была лишь прологом модернизации биоэических воззрений конца ХХ начала ХХI веков, когда фактически взрывообразный прогресс биотехнологических отраслей вплотную подвел современную науку к реальной возможности клонирования отдельных особей животных и человека, проблемам излечения рака, наследственных заболеваний и бессмертия. Ситуация осложнилась регистрацией ставших очевидными фактов прямого антропогенного влияния в масштабах всей планеты.

Таким образом, те проблемы, которые несколько десятилетий назад слагали биоэтическую парадигму как таковую стало возможным свести к единой формуле «защиты человека от влияния медико-биологических технологий ». Однако эта, изначально, казалось бы, «ойкуменическая» проблема существенно поблекла в своей яркости и коллапсировала из весьма масштабной и всепланетной в разряд «табельных» биоэтических проблем.

Ее место заняли призраки более страшных угроз, замаячивших на небосклоне вполне недалекого будущего уже в конце прошлого века.

Вполне реальной стала угроза диссипации самой природы человека как биологического вида в силу возможности использования генной инженерии и технологий клонирования.

Очевидно, что контрацепция и аборты, как практически неконтролирующиеся социальные явления меркнут в силу обнаружившейся возможности принципиально нового способа размножения людей. Несомненно, что такого рода технологии следует рассматривать как первый и мощный удар по социальному институту семьи. Дополняющим штрихом является дальнейшее развитие нормативных актов, медленно, но прогрессивно развивающих и укрепляющих представлений об институтах гомосексуальных браков.

В такого рода ситуации социальные устои семейной организации общества постепенно и неизбежно будут трансформироваться в архаические по своему смысловому звучанию.

К указанной проблеме семьи тесно примыкает пласт вопросов, сопряженных с технологиями омоложения, продления жизни и бессмертия. Дальнейшее возрастание длительности жизни, вне сомнения, окажет модифицирующее влияние на феномен «связи поколений», который неизбежно будет размываться.

Таким образом, очерченный круг отмеченных аспектов (и других, связанных с ними проблем) следует объединить в глобальное семейство вопросов развития, которое вполне можно обозначить как «деформация института семьи и репродукции человека».

Не менее значимой проблемой является безудержный прогресс индустрии экспертных систем, искусственного интеллекта, киборгологии, компьютерных технологий и робототехники. С одной стороны, все более активное внедрение в медицинскую практику как микрочиповых устройств, так и протезирующих биосистем, контролируемых организмом, превратило в реальность ранее литературное понятие «киборг» (кибернетический организм). В самом деле, сейчас можно приобрести и, имплантировав, пользоваться искусственными ушами, глазом, протезом руки, механическим сердцем (не говоря об уже привычных кардиостимуляторах, в-клетках или искусственной поджелудочной железе).

Такие люди-киборги уже живут и работают на планете много лет. Естественно, пока еще – это не искусственно созданные объекты, однако общая тенденция прогресса заместительных технологий уже становится очевидной.

Феномен контакта человек-компьютер в последние годы также стал привлекать к себе все больше внимания. Индустрия модернизации устройств и систем такого контакта бурно развивается, постепенно отправляя в прошлое привычные технологии клавиатуры и зрительного контакта с монитором. Возрастание удельной доли времени «информационного контакта» в системе человек-компьютер будет приводить ко все нарастающим темпам модификации самой системы рецепции и информационного восприятия человека. Такого рода модификация рано или поздно сформирует принципиально новые грани в общей системе взаимодействия человеческого индивидуума с окружающей реальностью. Общей направленностью такого процесса в первую очередь будет являться виртуализация этого взаимодействия с формированием особого, компьютеро-морфного типа отражения действительности.

Наконец, возможности робототехники, расширяющиеся с каждым днем в сочетании с индустрией экспертных систем неизбежно приведут к появлению принципиально новых объектов, нога которых еще «не ступала по земной тверди планеты». В связи с этим формирование нового рода юридических полей так или иначе станет в будущем одним из определяющих векторов развития человечества вообще.

В настоящее время, между тем, этот глобальный вопрос пока видится в форме совокумпностей более частных проблем, главными среди которых можно назвать следующие:

1. Как оградить человека от опасностей, которые ему доставляет его же собственная деятельность?

2. Как предотвратить гибель биосферы, которую человек индуцирует своей техногенной деятельностью?

3. Можно ли менять человека (его природу – физическую и психологическую)?

4. Если природу человека можно изменять, то где границы допустимых изменений?

5. Допустимо ли внедрение стандартов психо-физиологии человека?

6. Если психо-физиологические стандарты человека могут изменяться, то какие темпы (и границы) этих изменений можно допустить?

7. Можно ли допускать саму возможность возникновения искусственных разумных существ (ИРС)?

8. Как будут выглядеть “первые нелюди” и как такие “нелюди” уживутся с “классическим человеком”?

9. Есть ли необходимость трансформации юридических полей в связи с динамикой психо-физиологических стандартов и появлением ИРС?

10. Возможно ли выживание человека в форме его трансформации в разумное существо с иными психо-физиологическими параметрами?

Возможно, что с моменты выхода знаменитой книги В.Поттера история человечества уже разделилась на две эпохи: «добиоэтический» и эпохи главенства биоэтических ценностей. В самом деле, если в предыдущей истории можно было видеть события, имеющие или не имеющие биоэтическое звучание, то в настоящее время фактически вся деятельность человечества окрашена проблематикой биоэтики.

Любое более-менее масштабное событие современности сейчас связано с двумя главными вопросами, теснейшим образом касающимися будущего человечества:

1. Глобальное выживание

2. Сохранение природы человека

Под глобальным выживанием сейчас мы понимаем выживание биосферы Земли в целом. Именно так сейчас стоит этот вопрос. В более узком понятийном контексте речь, естественно, идет о выживании человечества, точнее – человеческой цивилизации. В самом деле, если представить себе, что в силу каких-либо абстрактных обстоятельств планета вдруг освободилась «от бремени человечества», вопрос о выживании биосферы отпадает сам собой. Разумно регулируемая эволюционными закономерностями (даже с учетом космическихкатастроф, биосфера будет продолжать свое условно бесконечное существование.

Итак, под глобальным выживанием следует понимать, все-таки, выживание именно человеческой цивилизации. Говоря более шире – цивилизации вообще.

Последняя формальная поправка на самом деле весьма важна. Ведь человечество наряду с первой задачей – т.е. задачей глобального выживания, связанного, (это очевидно), с сохранением биосферы, ставит перед собой и вторую проблему – сохранение своей природы.

Именно это переплетение порождает главные причины сегодняшнего кризиса. С одной стороны, глобальное выживание человечества неизбежно требует сохранения биосферы, а с другой – существующие нормы потребления материальных благ, темпы роста производства и неизбежно приводят к гибели биосферы, а далее – стало быть – и человечества.

Несоответствие реалий человеческой цивилизации в начале ХХІ века стремлению выжить – есть фокус всех проблем биоэтики в настоящее время и в будущем.

Как бы и кто-бы не пытался приуменьшить значимость этой проблемы или даже, намеренно не замечать, бремя ее разрешения лежит на человечестве нашей эпохи, а процесс этого разрешения абсолютно неотвратим. Однако, чем позже это произойдет, тем более трагичными могут оказаться последствия сегодняшнего промедления.

Журнал, первый номер которого Вы держите в своих руках, своим появлением, в первую очередь, обязан осознанию указанного выше факта. Возможно скорейшему разрешению биоэтических проблем, будем надеяться, станет служить «Вестник биоэтики и экологии».

С пожеланием творческих успехов и всего наилучшего,
Редакционная коллегия, журнала

стр. 3-5
Версия Adobe Acrobat (.pdf 82 Кб)

 

  вверх предыдущая  |   печать  |  webmaster  |  помощь

 
 

CCBE © 2003

Яндекс цитирования      
Hosted by uCoz