ГОРЛОВ
Александр Александрович
Доктор
медицинских наук, профессор кафедры медицинской информатики и
современных информационных технологий, проректор по гуманитарному
образованию Крымского государственного медицинского университета
им.С.И.Георгиевского. Автор более 120 научных работ, 5 монографий,
2 учебников.
«…Биоэтика – ум, честь и совесть нашей эпохи.
Последней эпохи, когда бездумная деятельность человека, деятельность
без оглядки в прошлое и мыслей о будущем еще остается возможной
и допустимой.
Без классики недавнего биоэтического прошлого,
увы, постепенно уходящего в тень истории, мы вряд ли сможем быть
готовыми отстоять единственно правильный путь развития человечества
в ближайшем веке. А он станет для всех нас веком величайших испытаний.
Как показывают реалии наших дней, эти испытания
становятся трансцедентальной дилеммой, к решению которой мы пока
совершенно не готовы.
Неотвратимо углубляются изменения природы человека,
обусловленные в первую очередь стремлением избавиться от болезней,
продлить существование больным и немощным, а также – неудержимым
взрывом индустрий, меняющих образ жизни и биохимическое окружение
людей.
Модифицируется институт семьи, почти миллионами
лет верой и правдой служивший человеку и его биологическим предкам
в роли единственного механизма организации общества.
Индустрия трансплантаций и искусственных органов
(не говоря о клонировании и евгенике) приводит к необходимости
введения понятия биохимер и киборгов.
Осознание всего происшедшего непоправимо запоздало
для того чтобы надеяться решить эти и смежные проблемы системами
юридических запретов. Да и само мнение о том, что можно разрешить,
а что – запретить, продолжает оставаться по большинству биоэтических
вопросов очагами яростных дискуссий.
Мы не можем остановить прогресс полумерами. А
радикальные меры есть не что иное, как неприкрытый отказ от прогрессивного
развития цивилизации и движение по пути ее деградации.
Буквально за считанные десятки лет человечество
столкнулось с реальной проблемой появления и безудержного расширения
числа тех своих субъектов, которые уже не обладают привычными
характеристиками Homo sapiens. В будущем численность тех, чей
геном (или пол) изменен, кто был зачат в пробирке, кто пользуется
искусственными ушами, глазами, сердцем, функционирующими протезами
рук и ног (и т.д.!) будет продолжать расти. Имея возможности помочь
страдающим, человечество действительно не может отказать им в
помощи.
Вместе с этим возникает все больше устройств
и систем, обеспечивающих более тесный контакт человека с вычислительными
системами. Прослойка тех, чей мир ощущений (ранее заполнявшийся
лишь раздражителями реального мира) замещается потоками информации
виртуального содержания. Ширится индустрия искусственного интеллекта
и экспертных систем. Во многих отраслях человек уже попросту не
способен управлять сложнейшими производственными и социальными
структурами.
К чему все это приведет? Только к тому, что нынешние
люди, проснувшись утром одного из обычных дней XXI или XXII века,
вдруг поймут, что те, кто не только не хочет, но и не может жить
по тем законам, которые тщательно писались со времен каменных
табличек Хаммураппи, перестали быть персонажами фантастических
фильмов, а превратились в реальную силу на планете. Силу, с которой
необходимо считаться и которая может (и наверняка захочет!) отстаивать
свои собственные интересы.
Перед этим конфликтом померкнут межэтнические
распри, религиозная нетерпимость и расовая ненависть, потому что
дистанция отделяющая темнокожего и белого, магоментанина и католика
– ничто в сравнении с пропастью, которая проляжет между интересами
биотрансформанта, киборга и нынешнего человека.
Что же делать?!
Взорвать все биотехнические лаборатории? Запретить
вакцины и искусственные уши? Уничтожить все компьютеры и заводы
по их производству?
Может быть, как спартанцы, сбросить в пропасть
всех больных сахарным диабетом, гемофилией, а заодно – детей с
ДЦП и синдромом Дауна?
А если уничтожить заводы, производящие гербициды
и удобрения, вывести поголовье скота и посевы тех культурных растений,
которые могут быть причастны к процессам селекции или генной модификации
?
Может быть, запретить разработку новых антибиотиков,
а заодно – и многих других лекарственных форм, которые явно (или
вероятно) влияют на геном человека сейчас или способны повлиять
на генофонд грядущих поколений?
А не нужно ли запретить оплодотворение in vitro?
Ведь и это – косвенный метод «расселения в общем генофонде» генов,
приводящих к репродуктивным проблемам.
Или, может, поверить сказкам о том, что всепланетный
юридический закон, запрещающий клонирование людей, моментально
вызовет «приступ стыда» у всех экспериментаторов, а потому раз
и навсегда покончит с тайными попытками клонирования?
Не слишком ли много вопросов, от которых кровь
стынет в венах? И есть ли среди них те, на которые здравомыслящий
человек готов твердо ответить «нет», не делая никаких оговорок?
Да и стоит ли видеть во всем пласте поднятых
проблем лишь острые, фактически неразрешимые дилеммы?
Думается – нет.
Истоком проблем служит футурологический страх
сегодняшнего человека. Пытаясь судорожно цепляться за устаревшую
догму о том, что Нomo sapiens – часть биосферы, человечество не
хочет (да и не может!) отказаться от существующих технологических
благ и темпов технократизации. Последние неизбежно погубят биосферу,
приведя ее к фатальному загрязнению и деградации.
Стремления сохранить свою видовую природу, биосферу,
не болеть, жить долго и богато, а заодно – оставаться безраздельным
хозяином планеты буквально раздирают сегодняшнее человечество.
Желания, возможно, и закономерные, но абсолютно несовместимые.
Чем-то следует жертвовать. Чем? От этого выбора
все и зависит. Именно этот выбор определит наше будущее на весьма
длительный промежуток времени. Думается, единственно
приемлимыми решениями могут быть следующие.
Экскорпорация (выделение, ограждение) человеческой
техносферы и биосферы планеты. Не Серенгети, а вся планета, еще
не занятая городами, рудниками и фермами, должна стать абсолютным
заповедником, глухой стеной отгороженным от непроницаемых коконов,
внутри которых живут люди и дымят их заводы. Человеку нужно покинуть
погибающий материнский организм и навсегда отказаться от абсурдной
идеи оставаться его частью. Сейчас, пожалуй, это уже смахивает
на глупый маскарад одного актера, натянувшего на себя маску животного.
Сейчас человек даже не слон в посудной лавке, а нечто гораздо
худшее. Планета попросту не способна нести на себе бремя человека
с его бурной техногенной деятельностью. Это следует признать и
смириться.
Человечеству следует категорически отказаться
от догмата необходимости сохранения первозданной природы (хотя
бы у части населения либо уже ставшей жертвой изменений, а также
– нуждающейся, или – желающей подвергнуться трансофрмации). Новые
юридические поля (вызревание которых может иметь место лишь при
дальнейшем развитии биоэтических доктрин) должны быть в первую
очередь направлены на предотвращение конфликтов, связанных с нетерпимостью
индивидуумов по принципу различий в физической и ментальной природе.
Лишь изолированное от биосферы, терпимое к гетерогенности
своего состава человечество может сохранить свою собственную цивилизацию.»